Интервью с доктором психологических наук, профессором Института образования БФУ им. И. Канта Симаевой Ириной Николаевной о деструктивном контенте социальных медиа.

 

     - Ирина Николаевна, сегодня все чаще в СМИ появляется информация  о немотивированных  вспышках насилия в подростковой и молодежной среде. Многие связывают такое поведение  с тиражированием деструктивных настроений в социальных сетях. По Вашему мнению, как деструктивный контент в социальных медиа экспортируется в офлайн среду, и насколько это явление опасно?

     - Деструктивный контент, как и любой другой, попадает из сети Интернет в офлайн-среду для удовлетворения потребностей человека. Поэтому я не склонна называть вспышки насилия в подростковой среде немотивированными. В большинстве случаев агрессия подростков— следствие болезненного прохождения кризиса самооценки и идентичности в пубертатный период: ощущения отчужденности и беспомощности в сочетании с потребностью в самоутверждении и невозможностью (или неумением) использовать для этого социально приемлемые способы. Потребности направляют подростка на активный поиск групп, в которых есть возможность ощутить себя нужным и принятым, получить статус и признание. Поэтому контент подобного рода в культуре существовал практически всегда, возникая исторически в разных формах и социальных группах как в социально одобряемом, так и в деструктивном виде. При этом деструктивные группы часто окружают себя флером романтики, уникальности, новизны и т.п.

     Опасность сегодня представляет масштаб этого явления в виртуальном пространстве: в российском сегменте социальных сетей зафиксировано около 25 миллионов аккаунтов с деструктивным контентом, ассоциированных с несколькими десятками деструктивных субкультур, которые используют психотехнологии для поиска и вовлечения новых адептов. Существует опасность специфического воздействия виртуальной среды на психику. Дело в том, что воображение — высшая психическая функция человека, тесно связано с вниманием, мышлением, памятью, речью и организует поведение человека так же, как реальная жизненная ситуация. При длительном регулярном погружении в виртуальный мир мозг человека интериоризирует происходящее в нем и воспринимает его как реальность. На этом основано влияние театра, кино, телевидения. В группе эффект усиливается.

     В частности, ребенок может социализироваться по тем правилам, которые транслируют симуляторы типа «Симс», игры со сценами насилия и жестокости «Майнкрафт», «Варфрейм» и др.

     Специфика стимуляции нервной системы может быстро сформировать зависимость от гаджетов, которая способна провоцировать агрессивное поведение, так как механизм её сродни наркотической или алкогольной.

     Кроме этого, ребенок, подросток или молодой человек в большинстве случаев не в состоянии оценить качество контента и увидеть его вредоносность. Примером может служить одна из игр для гаджетов, изобретенная калининградскими умельцами. Она содержала прямые инструкции: как сварить наркотик, как собрать группу наркоманов, избежать контакта с полицией и тому подобное.

     -  Какие темы чаще всего эксплуатируют в качестве деструктивного контента в сети Интернет?

     - Поскольку деструктивный контент ориентирован на удовлетворение потребностей, чаще других эксплуатируются темы суицидального характера, сексуальной или гендерной направленности, посвященные оппозиционной политической тематике, насилию и жестокости.

     - А почему, с психологической точки зрения, деструктивный контент может являться более привлекательным для молодежи?

    -  Это связано с тем, что кроме того, что деструктивный контент нацелен на удовлетворение актуальных для подростков и молодежи потребностей, он маскируется под средства игры, группы знакомства и общения, информационные или музыкальные ресурсы, фото и видео контент разной направленности.

     - Существуют ли способы, которые помогают определить подростка, попавшего  в опасные интернет-сообщества? 

     - К таким способам можно отнести регулярный мониторинг в школах и социальных сетях. Наблюдение педагогов, одноклассников, родителей над изменениями в поведении подростка.

     - Могут ли измениться психологические установки человека, оказавшегося в опасном сообществе?

     - В кризисный период установки могут измениться, и очень быстро, поскольку установки усваиваются в готовом виде из культуры, субкультуры, в том числе и деструктивного сообщества.

     - А есть ли у нас в регионе центры или организации, которые могут сегодня помочь справиться подростку или молодому человеку, который стал заложником влияния деструктивных сообществ в социальных сетях? Кто может помочь в этом случае ребенку?

     - Первичную консультацию можно получить в ГАУ Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков». Однако в его функции не входит психотерапевтическая помощь и социально-психологическая реабилитация, которые необходимы в подобных случаях. Поэтому на данный момент такую помощь могут оказать  клинические психологи, поскольку обращаются, как правило, уже при возникновении очевидных проблем в сложных случаях.

    - Какие способы профилактики и защиты от деструктивной информации  Вы рекомендуете?

    - Необходимо создание целевого электронного информационно-консультативного ресурса, широкая просветительская работа общественных организаций, в том числе детских и молодежных. При их отсутствии — создание Центров и организаций данной направленности. Консультирование родителей о контроле над контентом, организации конструктивной развивающей среды — занятий, которые займут основное свободное время и естественным образом уменьшат время пользования гаджетами. Это помощь детям и подросткам в подборе конструктивных ресурсов и позитивного контента, популяризация конструктивного контента в социальных сетях.