Интервью с Аникиной Марией Евгеньевной, кандидатом филологических наук, доцентом кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова о современном медиапотреблении.
- Мария Евгеньевна, какие сегодня существуют основные тенденции медиапотребления разных возрастных групп?
- Российские социологи фиксируют лидирующее положение телевидения как информационного ресурса. Однако его популярность как источника информации у российского населения медленно снижается. Одновременно новые коммуникативные ресурсы и платформы привлекают всё бОльшую аудиторию, Интернет и социальные сети становятся вторым по значимости источником информации в России. Разумеется, разнообразие используемых для выхода в информационное пространство больше в более молодых возрастных группах, а также среди людей, активнее вовлеченных в различные общественные процессы. Представители старших поколений чаще демонстрируют традиционные модели потребления информации и предпочитают традиционные СМИ.
- Есть ли специфика медиапотребления между столичными городами и регионами?
- Исследование медиапотребления школьников в различных российских городах, которое мы проводили в середине 2010 годов, показало, что существенной разницы между Москвой и другими городами и регионами нет. В то же время полученные данные позволяют говорить, что подростки в столице больше читают, в среднем в два раза чаще своих ровесников в ходе опроса называли книги, что может объясняться целым набором факторов. Они же немного чаще называли в ходе опроса учебники и журналы в качестве источников интересной и важной информации. В удаленных от центра регионах чуть более заметны традиционные модели потребления информации, чаще в ответах упоминается телевидение как источник информации.
- Насколько медиапотребление может быть сознательно-демонстративным?
- Отчасти характер медиапотребления определяется социально-психологическими особенностями аудитории. Например, подростки как часть аудитории, которой свойственно конформное поведение, могут копировать те или иные черты информационного поведения, ориентируясь на референтные группы. Вероятно, можно ожидать сознательно-демонстративного отношения к медиа в группах средних и старших школьников, а также в конфликтной среде – в тех случаях, когда возникает определенный протест или у подростка появляется необходимость заявить о себе и своих предпочтениях. Кроме того, демонстративное медиапотребление может проявляться в ситуациях, когда подростку необходимо показать принадлежность к группе (субкультурному сообществ или иному коллективу).
- Существует мнение, что взрослая аудитория в потреблении медиа достаточно стабильна, а что касается молодежи и особенно подростков, каковы их предпочтения?
- Если обратиться к опыту возрастной психологии, станет понятно, что на ранних стадиях развития и формирования человека существует достаточно дробное деление на возрастные группы. Принадлежность к ним и переход из одной группы в другую связаны с изменением приоритетов и вкусов человека, в том числе – и информационно-коммуникационных предпочтений. Подростки сегодня выбирают социальные сети и другие интернет-ресурсы, демонстрируя при этом разносторонний – и иногда весьма поверхностный – интерес к отдельным сегментам информационно-коммуникативного пространства. И, действительно, можно сказать, опираясь на данные наших исследований, что картина медиапотребления современных школьников в России порой становится эклектичной.
- Существуют ли способы, направленные на формирование хорошего вкуса при выборе контента, особенно для молодежи?
- Возможно, один из способов привить подросткам вкус к качественной проверенной информации, - это совместное потребление информации, ее обсуждение и осмысление, критическая оценка контента.
- Современный молодой человек оказывается в среде токсичного контента как в Интернете, так иногда и в традиционных медиа, как помочь фильтровать излишние «информационные токсины» и есть ли уже способы регулирования потребления контента?
- Критическое мышление современного человека способно помочь ему преодолеть угрозы со стороны информационного пространства. На мой взгляд, необходимы внешние, во многом формальные регуляторы. Однако их как рамочных правил недостаточно, требуется и формирование навыка критического восприятия и проверки любой информации аудиторией сегодня.
- Достаточно большое количество исследований подтверждает тот факт, что значительная часть людей весьма высоко оценивает собственную медиакомпетентность. Есть мнение, что растет количество людей, уверенных в том, что каждый человек сам может разобраться в потоке информации и отделить качественную информацию от «мусорного» контента. Согласны ли Вы с этим?
- Расширяется пространство дискуссии о медиакомпентности современного человека. Однако ее реальный уровень не всегда высок. Далеко не всегда люди могут самостоятельно разобраться к представленном их вниманию информационном потоке. Различные исследования нашего факультета указывают на достаточно низкий уровень рефлексии людей о происходящем в информационно-коммуникационном пространстве. Можно зафиксировать и тот факт, что не всегда так называемые «обычные» потребители информации уверенно владеют терминологией, понимают значение слов, описывающих современные коммуникативные процессы, форматы коммуникации.
- Нужно ли людей специально учить работать с информацией?
- Да, это безусловно необходимо. При этом важно понимать, что навыки и умения, которые необходимые различным социальным группам, связаны с профессиональной деятельностью, профилем социальной активности, степенью социализированности человека. Полагаю, что залог эффективности кроется в систематической работе над формированием информационной культуры современного человека.
- Есть ли сегодня наработки или готовые ресурсы, которые помогают ориентироваться молодому человеку в выборе контента?
- Могу назвать образовательный проект факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова «Маленькая редакция», проект The Earth Is Flat - Как читать медиа?, вспомнить о деятельности мультимедийной лаборатории Silamedia. Можно также вспомнить деятельность таганрогской научной школы медиаобразования и медиаграмотности. Все упомянутые проекты имеют образовательный характер и связаны с формированием у разных групп аудитории представлений о правилах поведения в новой цифровой среде, с возможностью обучения молодых людей навыкам адекватной работы с контентом.
- Как могут родители, образовательные организации, педагогическое сообщество повлиять на формирование грамотного медиапотребителя?
- Полагаю, важную роль играет активный и искренний интерес названных групп к представителям нового поколения, значение имеют технологические и методические возможности, которыми располагают «старшие», их собственный медиапотребительский опыт и их профессиональные навыки. Разумеется, важна системная вовлеченность в различные медиаобразовательные инициативы.