Интервью с профессором НИУ ВШЭ, советником МИА «Россия сегодня» Олегом Аркадьевичем Дмитриевым о проблеме «фейковых новостей».

 

     - Олег Аркадьевич, что в первую очередь понимается под термином «фейковые новости» и кто в них заинтересован?

     - Проблема в том, что каждое издание – в зависимости от редакционной политики – понимает под этим термином то, что не соответствует  их взглядам. И тут возникает проблема классификации альтернативных медиа. Они фейковые или нет?

     - А как Вам кажется, на кого рассчитаны фейковые новости на какие возрастные группы они ориентированы, прежде всего?

     - В основном, чем моложе – тем лучше. Такая политика у многих альтернативных медиа. Потому что средства подачи  в альтернативе  более заинтересованы в поиске молодежи.

     - Существует такое мнение, что достоверная  и подтвержденная доказательствами новость, даже  в СМИ с высоким уровнем репутации и доверия, в любой момент может оказаться фейком. Может быть фейки неизбежны, потому что информация искажается и представляется под выгодным  медиакомпаниям информационном углом?

     - Тут несколько моментов. Издания дорожат своей репутацией, поэтому найти первоисточник – главное в работе многих журналистов. Если первоисточник найти не удается, то возможен риск искажений. Они также могут проявляться при освещении той или иной проблемы с точки зрения определенной политики. Ярчайший пример -  сравните официальную информацию Минобороны РФ о Сирии и непроверенные информационные вбросы, которые время от времени случаются в западных СМИ.

     - Согласны ли Вы, что «фейк-ньюс» -  это один из достаточно эффективных инструментов ведения информационной войны?

     - Не думаю, что фейки эффективны в долгосрочной перспективе для СМИ. Они могут «сработать» раз-два в отдельных соцсетях в  начале той или иной информационной компании

     - Исходя из Вашего богатого опыта работы с различными СМИ, насколько часто приходилось сталкиваться с фейковой информацией?

     - Сталкивались в 2013-м -2014-х годах при освещении событий вокруг Украины и Донбасса. Фейки были с двух сторон. Был огорчен, что все-таки большинство уважающих себя  телекомпаний «купились» на фейк «о распятом мальчике». После этого подобных громких историй медиаорганизации старались не допускать. Скорее всего, сейчас может идти речь об альтернативном взгляде на события, а не о фейках. Примеры – качественное освещения российскими медиа темы допинга и скандала вокруг Скрипалей.

     - Есть ли специфика распространение и тематика фейковых новостей на постсоветском пространстве?

     - Тематически – это все, что касается текущей ситуации, полезных советов и решений, которые якобы были добыты с помощью инсайдерской информации. Пример, прием аспирина от COVID, предсказания по поводу «второй волны» коронавируса, мнимая «российская угроза» в странах Балтии, некорректная информация по России и Украине, Армении и Азербайджану.

     - Как  научиться распознавать фейковый контент?

     - Механизм прост. Сколько точек зрения представлены в репортаже? Есть ли в материале эмоционально окрашенные слова? Насколько значимыми оказываются источники информации, представленные в материале? Вот ответы на эти вопросы точно нам показывают, с каким контентом мы имеем дело.

     - Есть ли надежные способы перепроверки медиаконтента, чтобы убедиться в его достоверности?

     - Мне очень нравится решение, которое предложило информационное агентство Ruptly (партнер телеканала RT). Они создали многоступенчатую систему проверки информации и интернет-инструменты, которые позволяют им это сделать. Вот ссылка https://vu.ruptly.tv/en/

     - Как научиться противостоять фейковым новостям и фейковым сообщениям в социальных сетях?

     - Противостоять нельзя. Поскольку редакции разной направленности сами все проверяют, но обвиняют конкурентов в фейках. Объектом нападок становятся как западные СМИ, так и СМИ России. В этом случае просто надо почаще анализировать новости, анализировать угол подачи и источники, которые используются в рассказе об этом.  Такой анализ – очень хороший механизм для повышения квалификации журналистов.