Интервью с Ачкасовой Верой Алексеевной, профессором, доктором политических наук, заведующей кафедрой связей с общественностью в политике и государственном управлении.

   

    - Вера Алексеевна, является ли «постправда» сегодня новой информационной реальностью со своими правилами  и требованиями?

    - Данная проблема не нова – в той или иной степени она имела место в предыдущие исторические периоды, скажем, в эпоху массового существования тоталитарных государств – например, согласно книге немецких исследователей Е. Брамштедте, Г. Френкеля и Р.Манвелла  «Йозеф Геббельс - Мефистофель усмехается из прошлого», Геббельс изобрел на заключительном этапе войны феномен так называемой «легендированной правды», когда за счет усиления эмоциональной составляющей в сообщениях для массовой аудитории радикально менялся смысл передаваемой информации. Сегодняшняя особенность этого феномена – новые технические и технологические средства.

     - Сегодня достаточно распространено мнение, что «постправда» -  это предпочтение эмоций в ущерб проверке фактов. Согласны ли Вы с этим утверждением или «постправда»  - это нечто большее?

     - Суть феномена постправды заключается как раз в доминировании эмоциональной составляющей посылов, но в результате, когда эти посылы приобретают масштабный характер, изменяется и сама социальная среда, поскольку  трансформируются общественные настроения.

     - Существует ли  реальная опасность  окончательного стирания границ между реальностью и вымыслом. И не станем ли мы заложниками вымышленного мира?

     - Такая опасность существует, но она имеет вероятностный характер. Ведь доминирование вымыслов предполагает тотальное манипулирование общественностью, для чего нужны соответствующие социальные условия. Фактически речь идет о своеобразном возрождении тоталитарных режимов, когда относительно небольшая властная группа с помощью различных технологий начинает в своих интересах управлять массами – можно вспомнить антиутопии Хаксли, Оруэлла и так далее. Сегодня подобная ситуация вряд ли возможна уже потому, что огромен диапазон различных источников информации, позволяющих если не проверять подлинность информации, то, по крайней мере, усомниться в ее истинности.

     - Исходя из Вашего экспертного опыта, в каких общественных сферах феномен постправды проявляется больше всего?

    - Представляется, что феномен постправды более всего распространен в сфере политических отношений, поскольку он представляет собой важнейший способ борьбы за перераспределение властного ресурса. Не менее действенен он и в сфере культуры. Безусловно, это важнейший метод сегодняшней пропагандистской деятельности, особенно пропаганды политической. Примеров достаточно много – например, ковид-диссидентство во многом подпитывалось за счет подобного рода информации. Ныне аналогичная ситуация складывается вокруг проблемы вакцинации против COVID.

     - Молодежь, особенно поколение Z (Зумеры) растут в искаженной информационной реальности, где факты перемешались с вымыслом. В другой реальности они не росли и просто не знают о ней. Есть ли опасность, что мы получим уязвимого медиапотребителя,  живущего в мире домыслов, иллюзий и лжи?

     - В принципе, в любом обществе всегда есть информационно уязвимые группы людей – это своеобразная «масса», «массовый потребитель» информации. Чтобы снизить опасность масштабного распространения этого явления, необходима соответствующая работа СМИ, политиков, института образования и других акторов, которые должны сдерживать распространение ложной, фейковой информации. Кроме того, наш коллектив сейчас работает над монографией «Пропаганда в условиях цифрового общества», которая, надеюсь, увидит свет в следующем году. Несколько разделов в ней будут посвящены как раз опыту зарубежных и отечественных исследователей по выявлению фейков и других пропагандистских методов.

     - Сегодня, после событий в США, связанных с нарастающим расовым конфликтом, факты истории активно смешались с конъюнктурными политическими и социальными лозунгами. Насколько эти события могут стать глобальными и катализировать трансформацию реальности?

     - Отвечу вопросом на вопрос: насколько изменилась позиция американского электората после того, как Трамп стал активно использовать Twitter? Как утверждают аналитики, первоначально определенная доля избирателей была привлечена этой технологией, однако затем главную роль стали играть более фундаментальные факторы: социально-экономические интересы различных социальных групп, позиция бизнес-элиты и так далее. Так что использование коммуникативных технологий, конечно, является важнейшим механизмом влияния, но глубинные основания существования социума никто не отменял.

     - Насколько постправда является укоренившимся явлением, и что будет после. Есть ли какой-то прогноз?

     - Постправда – это уже неотъемлемый элемент современной социальной жизни. Сейчас крайне важно заниматься разработкой механизмов разоблачения и противодействия  этого пропагандистского феномена.